34-летний Роман Барде (Romain Bardet) завершит 14-летнюю карьеру профессионального шоссейного велогонщика на Критериуме Дофине-2025. Победитель четырёх этапов и майки горного короля Тур де Франс, двукратный призёр французского Гранд-тура (2-й в 2016 и 3-й в 2017), Роман Барде дважды поднимался на подиум Критериума Дофине – в 2016 году занял 2-е место, в 2018 году стал третьим, а в 2015 году одержал единственную победу на этапе этой гонки – выиграл этап с горным финишем до Пра-Лу.
Для него, уроженца Оверни, особенно волнительным станет старт 3-го этапа в родном Бриуде (Brioude). Выходя на старт в последний раз, Роман Барде по-прежнему нацелен на высокий результат.
Photo ©Pressesports/A.S.O.
— Роман, этот сезон ты начал без обратного отсчёта, но теперь, когда прощание близко, чувствуешь ли ты, как дни уходят?
— Я прекрасно осознаю, что, если всё пройдёт хорошо, у меня осталось всего восемь гоночных дней. Конец близко. Но я совершенно спокоен, потому что всё идёт по намеченному плану. Я искренне рад вернуться на Дофине. В последний раз я участвовал здесь в 2020-м — это был особый выпуск гонки в сентябре, сокращённый до пяти этапов из-за пандемии (тогда я занял 6-е место в общем зачёте).
— Что ты думаешь о Джиро, где тебе так и не удалось выиграть этап, которого до сих пор нет в твоём списке достижений?
— В прошлом году я финишировал на Джиро 9-м, но остался недоволен. Бороться лишь за место в конце топ-10, не влияя на ход гонки, — это не то, что мне нужно. В моей карьере и так хватало подобных результатов.
В этом году я чувствовал себя сильнее, но в ключевые моменты что-то шло не так. Бывает. Я участвовал в Джиро четырежды и четыре раза финишировал вторым на этапах — это не изменит ни мою жизнь, ни то, как люди воспринимают мою карьеру. Главное, что я снова осознал, насколько сложна и требовательна многодневка. И понял, что мои лучшие годы действительно позади. Я больше не могу полагаться на внезапные атаки или последний шанс, как раньше. И я совершенно с этим смирился.
— Ты давно решил, что Дофине станет твоей последней гонкой. Почему именно она?
— Последней я хотел проехать Джиро, так как этот Гранд-тур, мне больше всего подходил, особенно после Тур де Франс 2024 года. Мне повезло, что я мог выбирать гонку, на которой попрощаюсь, и Критериум Дофине показался правильным вариантом. Это гонка, которая много для меня значит, и всё сложилось идеально, чтобы сделать её достойным финалом. Думаю, я получу больше удовольствия от последних километров здесь, где ещё могу быть активным, чем на Тур де Франс.
— У тебя были яркие моменты на Дофине уже с дебюта в 2014-м — особенно тот хаотичный финальный этап в Куршевеле, где Эндрю Талански отобрал жёлтую майку у Альберто Контадора, а ты занял 5-е место в общем зачёте и 2-е на этапе…
— Тогда я впервые подумал: «Мне нравится такой велоспорт». И такие сценарии возможны как раз на Дофине. Надо помнить, что в те времена гонки часто жёстко контролировались одной-двумя доминирующими командами. Но Дофине сохранял свою магию непредсказуемости. В последние выходные всё могло пойти наперекосяк, и лидеры оставались без поддержки. Это создавало невероятно зрелищную и напряжённую борьбу, и ты чувствовал это даже будучи внутри пелотона.
— В следующем году ты одержал первую крупную победу на этапе до Пра-Лу, атаковав на спуске и удержав отрыв до финиша. Насколько это было важно для тебя в начале карьеры?
— Этой победе в этом году исполняется 10 лет — круг замкнулся. Она дала мне уверенность, чтобы через несколько недель выиграть этап и на Туре. Я хотел самовыражаться на велосипеде именно так. Больше всего горжусь, что смог выиграть в таком стиле. И мой этап на Туре де Франс в Сен-Жан-де-Морьен был выигран так же, только тогда я не был среди фаворитов генеральной классификации, а просто уехал в отрыв. 2015-й стал для меня переломным годом.
— На Дофине ты также дважды поднимался на подиум в общем зачёте — в 2016 (2-е место) и 2018 (3-е), уступив Крису Фруму и Геранту Томасу. Думал ли ты после этого, что сможешь выиграть Тур де Франс?
— Не совсем. Но в 2016-м, пожалуй, было ошибкой не ставить генерал как главную цель. На этапе в субботу я атаковал на Мадлен и устроил небольшую дуэль с Тибо Пино по пути в Мерибель. В итоге до победы мне не хватило чуть больше 12 секунд. Это, наверное, был мой самый реальный шанс выиграть крупную многодневку. Эти моменты принесли мне много радости в карьере. Эмоции на Тур де Франс — это как три недели на американских горках. Критериум Дофине всегда был для меня более ровным по эмоциям, он подтверждал проделанную работу и обычно хорошо готовил к июлю.
— На Критериуме Дофине-2025 ты надеешься снова побыть охотником за этапами, каким мы видели тебя в последние годы?
— Хотелось бы, но надо быть реалистом — я не знаю, как отреагирую на дубль «Джиро — Дофине». Сейчас моя единственная цель — восстановиться как можно лучше перед стартом и надеяться на лучшее. Если не считать Тур де Франс, в этом году на Дофине самый звёздный состав участников. Здесь будут лучшие гонщики мира. Я надеюсь, что в течение недели у меня появится шанс побороться за победу на этапе — это было бы незабываемо.
— Этап стартует в твоём родном Бриуде — ты изучил маршрут?
— Я не проводил разведку, но знаю эти дороги как свои пять пальцев — особенно на финальных этапах в выходные. Там нет ни одного подъёма, который бы мне не был знаком. Есть этап, стартующий в Исуаре, недалеко от Клермон-Феррана, и мне жаль, что его финальная часть не сложнее: мощный ранний отрыв мог бы сделать гонку по-настоящему зрелищной. Один из последних подъёмов, Кот-де-Нонетт, — место, где я катаюсь больше 20 лет. Когда мне было 12 лет, этот подъём был самой дальней точкой наших тренировок. Он не сложный, но мы часто устраивали там гонки между собой. А теперь мой отец, который тренирует юных гонщиков в VSB Brivadois, регулярно их туда привозит, чтобы штурмовать его на полной скорости. Это особое место.
— Значит, твоя цель — горные этапы в выходные?
— Комблу, пожалуй, мой единственный реальный шанс. UAE к тому моменту, скорее всего, уже будут доминировать, а для меня суббота и воскресенье, вероятно, превратятся в борьбу за выживание. Я отдам всё, но слишком много неизвестных. Впереди — сильнейшие, которые летят на крыльях и голодны до побед — многие не гоняли с Льежа или даже с Париж — Ниццы . Так что возможностей перевернуть гонку будет мало.
— И когда ты пересечёшь финишную черту в Валь-Сени — что первым делом сделаешь в новой жизни?
— Наконец-то распакую чемодан. Он всегда был собран: форма готова, всё подготовлено для следующей поездки. Но в этот раз я действительно его опустошу и отложу в сторону. Я готов перестать планировать дни вокруг тренировок и начать наполнять жизнь другими вещами. Отныне успешный день больше не будет зависеть от того, что мне нужно сделать для следующей гонки.