Победитель испанского Гранд-тура 2013 Крис Хорнер на своём канале подвёл итоги Вуэльты Испании-2025. По мнению Хорнера, команда UAE Team Emirates XRG из-за внутренних конфликтов и тактических ошибок дважды в сезоне сама лишила себя побед на двух Гранд-турах, где не выступал Тадей Погачар – на Джиро д’Италия и Вуэльте Испании-2025. В то время как UAE растрачивали свой потенциал, их главные конкуренты из Visma Lease a Bike благодаря дисциплине и продуманной тактике привели Йонаса Вингегора к победе на Вуэльте, даже без его былого доминирования в горах.
Photo © Unipublic / Cxcling / Antonio Baixauli
Крис Хорнер: «В своём выпуске я постараюсь разобраться, как проехали Вуэльту Испании-2025 Visma Lease a Bike и UAE Team Emirates XRG. Хочу поговорить о работе спортивных директоров команды UAE в этом сезоне. Мы знаем, как спортивные директора потеряли майку лидера на Джиро-2025 на 20-м этапе, когда Саймон Йейтс атаковал и забрал розовую майку у Исаака Дель Торо, который вёл тактическую борьбу с Ричардом Карапасом на подъёме Колле-делле-Финестре.
Там спортивные директора не смогли дать мексиканскому гонщику Исааку Дель Торо правильные инструкции, не говорили ему атаковать и отправится в погоню за Саймоном Йейтсом. Я считаю, что в этом вина спортивных директоров на Джиро, они допустили ошибку. Исаака Дель Торо должен был стать победителем Джиро-2025. Но вместо этого они проиграли.
А теперь перейдём к неделе перед стартом Вуэльты Испании. Тогда я говорил, что, по моему мнению, у Йонаса Вингегора нет той формы, что была у него в сезонах 22, 23 и 24 годов.
Тогда я отмечал, что у него пропала резкость. Он говорил в интервью, что прибавил в весе из-за того, что немного нарастил мышцы, но сказал, что процент жира у него не изменился, остался таким же, как в прошлые сезоны, особенно в 2022 и 2023. Но Вингегор захотел стать более взрывным. Тогда спортивные директора Visma Lease a Bike и сам Йонас посчитали, что это добавит Йонасу мощности и поможет бороться с Погачаром в спринтах на финише. Я думаю, что они рассчитывали именно так.
Поэтому за неделю до Вуэльты я и сказал, что Жуан Алмейда и Хуан Аюсо бросят вызов Йонасу Вингегору и будут идти очень близко к нему, исключительно близко.
Так и оказалось. Получилось фантастически, когда Йонас смог выиграть спринт на 2-м этапе в борьбе с Чикконе. А потом что он сделал на 9-м этапе? Он создал просвет на горном финише, несложном финише, где никто не ожидал атаки от Йонаса и Visma Lease a Bike. Да, первые три – четыре километра там были крутыми, но потом подъём выполаживался. Но Йонас атаковал после развоза Маттео Йоргенсона.
Photo © Unipublic / Sprint Cycling Agency
А теперь снова вспомним, что я говорил за неделю до Вуэльты. На Волте Алгарве, на Париж-Ницца на горных финишах Йонаса обходили гонщики UAE. Потом на Париж-Ницца Йонас сошёл из-за сотрясения мозга, он вернулся в гонки на Критериуме Дофине, и утверждал, что его показатели мощности всё также впечатляют. Тогда же Тадей Погачар в интервью сказал, что его показатели мощности хорошие весь год, особенно в ноябре, и что его не волнует, какая мощность у кого-то ещё из соперников.
И вспомним, как Йонас использовал совсем другую тактику атаки на Дофине. Он ехал агрессивно там, где предполагался спринтерский этап. Тогда он порвал группу. Тадей Погачар остался в первой, а Ремко переложился к ним. На разделке на Дофине форма Йонаса была хорошей, но не блестящей, он проиграл время Ремко Эвенепулу, но опередил Тадея Погачара, который ту разделку проехал не слишком хорошо. И Йонас набрал 20 секунд преимущества, которые казались стабильными.
И что мы увидели потом на Дофине? Тогда для Йонаса прозвенел звоночек, когда Флориан Липовиц всегда сидел у него на колесе. И на протяжении всей гонки кто-то всегда сидел у Йонаса на колесе. А что было в 22, 23 и 24? Йонас уезжал соло, выигрывал из сольного отрыва на «О-Гран-Каминьо», Тиррено-Адриатико. Он уезжал в одиночку на Туре Страны Басков. Он много раз нокаутировал соперников.
И что мы видим на Тур де Франс-2025? Что Флориан Липовиц на горных этапах идёт вплотную к нему. А ещё мы увидели, как Таймен Аренсман из INEOS взял победу на этапе. Он уехал от Йонаса, который, возможно, играл в тактические игры с Погачаром, или же, возможно, он не смог ответить на ускорение после многочисленных атак, поэтому Аренсман уехал и даже выиграл этап. И снова Йонас Винегогор не смог выдать того мощного ускорения, которое раньше отделяло Тадея Погачара и Йонаса Вингегора от остальных, как мы привыкли видеть в 2022, 2023 и 2024 на Тур де Франс.
Вот почему перед стартом Вуэльты-2025 я сказал, что по сравнению с тремя сезонами форма Йонас слабее.
И у команды UAE Team Emirates был шанс выиграть второй Гранд-тур. Я называл Йонаса Вингегора явным фаворитом, но отмечал, что есть двое ребят из UAE, которых поддерживали такие гонщики как Джей Вайн, Солер, Гросшартнер, а также Иво Оливейра и Домен Новак, работавшие на равнине.
Мы знали, что они привезли на Вуэльту сильный состав. Вспомним, что Жуан Алмейда был в своей лучшей форме. Перед Вуэльтой он выиграл и Тур Страны Басков, и Тур Романдии, и Тур Швейцарии, он потрясающе ехал первую неделю Тур де Франс, пока не упал. И ключевым вопросом за неделю до старта Вуэльты было, удержит ли Алмейда топовую форму. Если да, то по уровню он был очень близко к Йонасу Вингегору.
И я говорил, что если Аюсо и Алмейда будут работать вместе, а остальная команда тоже будет на уровне, они способны выиграть Вуэльту Испании. Но я считаю, что спортивные директора UAE совершили ошибку, позволив Аюсо выиграть два этапа после того, как он выбыл из борьбы за генеральную классификацию. Они позволили и Джейу Вайну охотиться за этапами, и он тоже выиграл два. Оба работали на себя вместо того, чтобы на 100% посвятить себя Алмейде.
А теперь снова вернёмся на неделю до старта Вуэльты. Мы, как фанаты, знали, что контракт Аюсо будет разорван в конце сезона 2025 года, и Аюсо знал, что уходит из команды. На Джиро Аюсо ни разу не выразил желания работать на Исаака Дель Торо. Да, он стартовал как лидер, тяжело упал на 9-м этапе, все об этом знают, а потом его в глаз укусила оса. Мы не можем быть уверены, что спортивный директор не говорил, или Аюсо не хотел работать на Дель Торо, здесь ситуация довольно сложная.
Мы не знаем на сто процентов, что происходило в команде на Джиро. Но в чём я на сто процентов уверен, так это в том, что произошло год назад на Тур де Франс-2024. 4-й этап. Тогда Аюсо не стал работать на Тадея Погачара, в то время как Алмейда, который в этом году стартовал как лидер на Вуэльте, тогда требовал от Аюсо выйти вперёд и тянуть на последнем подъёме. Он потребовал, и тогда Аюсо вышел вперёд и повёл смену. Но на том 4-м этапе мы наблюдали, что Аюсо в какой-то мере повёл себя эгоистично, что такая черта есть в его характере.
А теперь вернёмся на три недели до старта Вуэльты Испании-2025, когда мы узнали, что Аюсо вошёл в состав из восьми гонщиков на испанский Гранд-тур. Спортивные директора его включили в состав, зная, что Аюсо уходит из команды в конце года. И они всё равно его взяли. Они достаточно сообразительны, чтобы понимать, что форма Йонаса Вингегора не такая, какой была в прошлые годы. А что это нам говорит? Это показывает, что у Алмейды был шанс выиграть Вуэльту Испании. Поэтому нужна команда, которая хочет работать слаженно.
Они выбрали Аюсо, но у меня вопрос, почему не взяли Исаака Дель Торо, который явно был в хорошей форме после Вуэльты Бургоса. Потом мы видели, как во время Вуэльты Испании он выиграл множество полуклассик в Италии.
Тогда спортивные директора совершили ошибку на 20-м этапе до Колле-делле-Финестре, а теперь они взяли на Вуэльту Аюсо, который забрал массу ресурсов команды на пяти первых этапах, а потом выпал на шестом, потеряв шансы в общем зачёте. Это привело к тому, что все его товарищи по команде потратили силы. А потом с Алмейдой оставалось меньше товарищей по команде. И когда ему на более поздних горных этапах понадобилась помощь, Аюсо уже потратился, поехав за победой на двух этапах.
Его уже не было рядом с Алмейдой на 9-м этапе, когда атаковали Йонас и Йоргенсон. Тогда Алмейда потерял позиции, потому что его товарищи по команде были слишком заняты, выигрывая 6-й и 7-й этапы. А на 9-м этапе он в результате оказался не в лучшей позиции, чтобы сразу ответить на атаку. С ним вообще никого не осталось, чтобы следить за этими двумя, которые уехали вперёд.
Да, я знаю, что Джей Вайн немного поработал до этого момента, но этого было слишком мало. А вот если бы Аюсо провёл смену после Джея Вайна, это помогло бы Алмейде переложиться, а потом закрыть просвет, когда Йонас Вингегор поехал соло. В итоге он выиграл у Алмейды 24 секунды плюс бонусные секунды.
Помня об этом этапе, взгляните на 11-й этап, где Йонас Вингегор ответил на атаку Тома Пидкока. Том Пидкок стал третьим в генеральной классификации, но это потом. А на 11-м этапе он сбросил Йонаса Вингегора, и тому пришлось закрывать просвет. В это время с Алмейдой не было товарищей по команде и там он потерял ещё 11 секунд. Это изменило всю тактику ведения гонки на оставшиеся этапы, особенно на финальный горный 20-й этап Вуэльты Испании, где команда UAE должна была брать всю массу работы на себя.
Тактика UAE Team Emirates на 20-м этапе была идеальной. Да, Хуан Аюсо, наконец, выполнил свою часть работы. Но Алмейда не должен был тянуть сам от отметки 3 км до финиша до 2,2 км до финиша, пока первым колесом не вышел Джей Хиндли. Возможно, Алмейде надо было сидеть на колесе Йонаса Вингегора, учитывая, насколько близко они в генеральной классификации, их разделяли 44 секунды. Я даже не говорю о 19-м этапе, где Йонас застал врасплох UAE Emirates и отыграл ещё 10% в свою пользу.
Мы говорим только о 20-м этапе – если бы Алмейде не пришлось быть впереди весь день, и если бы Visma Lease a Bike пришлось выходить на первые позиции на этом этапе, возможно, результат был бы другим. Возможно, Алмейда сидел бы на колесе Йонаса и всё свелось бы к бонусным секундам. Т.е. всё сводится к неделе до старта Вуэльты и первой неделе гонки, когда спортивные директора UAE решили взять в состав Хуана Аюсо, который уходит из команды. Если бы они взяли другого гонщика, возможно, Исаака Дель Торо, это могло перевернуть всю Вуэльту. Но всё закончено. Поздравления призовой тройке – Йонасу Вингегору, Жуану Алмейде и Тому Пидкоку.
Йонас Вингегор выиграл Вуэльту Испании, выиграл три этапа и провёл зрелищную в плане тактики гонку. Это была одна из лучших по тактике гонок, которую я видел в исполнении Visma Lease a Bike.
Когда у тебя в команде один из сильнейших гонщиков профессионального пелотона, такой, как Тадей Погачар, тактически особенно ничего не требуется, всё идёт как надо.
Но когда по уровню не превосходишь на голову остальных, тогда нужно использовать умную тактику. И тактика Йонаса была невероятно продуманной. Победы на 2-м и 9-м этапе были превосходными. На 9-м этапе он застал всех врасплох. На 11-м этапе поехал за Томом Пидкоком и выиграл 10 секунд у остальных соперников. Способность вести гонку спокойно на последнем горном этапе была потрясающей. Три этапа и генеральная классификация – поздравления. Но надо помнить о следующем сезоне. Йонасу Винегору надо спросить себя о сезоне 2025 года.
Да. Он выиграл Вуэльту Испании, но есть ли у него нога, чтобы бороться с Тадеем Погачаром в горах. Сможет ли он бороться с сильнейшим в мире в горах, если Тадея Погачара поддерживают сто процентов товарищей по команде. Будет ли у Йонаса Вингегора такая же форма, как в 2022, 2023 и 2024. Я вижу Риччителло, Пеллиццари, Феликса Галла на отдельных этапах, и, конечно, Алмейду, которые почти на каждом этапе могли отвечать на ускорения Вингегора, а потом я вижу, как Том Пидкок сбросил Вингегора на 11-м этапе. В прошлые годы такого мы не наблюдали.
Йонасу надо насладиться этой победой, а потом сразу обдумывать, как он будет готовиться к сезону 2026 года, если он хочет победить Тадея Погачара, потому что его физического уровня, который мы видели на Вуэльте Испании, будет недостаточно, чтобы победить словенского гонщика».