Почему Трамп не миротворец и ему не стоит рассчитывать на Нобелевскую премию мира

0
3

Почему Трамп не миротворец и ему не стоит рассчитывать на Нобелевскую премию мира

Коллаж «Блокнота»

Встреча в Вашингтоне Трампа с Зеленским и европейскими лидерами особой ясности не внесла – быть ли миру или нет.

Ясно, что мирному процессу, да, быть. А вот миру…

Для начала необходимо разобраться – а почему вообще страны между собой заключают мир? И почему нет? Разберем на свежих примерах, с участием того же Трампа.

Приостановка боевых действий между Индией и Пакистаном весной этого года. Почему удалось так быстро достичь согласия? Да потому что никто не хотел всерьез воевать. И большой войны не было и в помине, все ограничивалось перестрелками, парой авианалетов очень ограниченного масштаба. Изначально у сторон было ясное понимание, что все на этом и закончится. И в той, и в другой стране слишком многое было на кону, чтобы начинать крупномасштабные боевые действия. Рисковать внутренней стабильностью, экономическим развитием ни Дели, ни Исламабад не хотели. Так что роль Трампа тут была изначально декоративной. Ему было важно привлечь внимание всего мира к себе как к миротворцу, положить в копилку своих успехов перемирие между двумя ядерными державами – он его получил. А Пакистану и Индии тоже было приятно иметь в качестве посредника не кого-нибудь, а президента США. Когда существовал Советский Союз, то Леонид Брежнев в Ташкенте мирил пакистанцев и индийцев, сейчас Россия рассыпалась, от нее остался кусок под названием «РФ», она больше такой мировой силой не является.

Важно также помнить, что «мира» никакой Трамп на индийском направлении не достиг и достигнуть не мог, речь именно о перемирии. Конфликт между двумя частями исторической Индии длится уже почти 80 лет, и конца-краю ему не видно. У сторон нет между собой даже общепризнанной границы, а только линия прекращения огня.

Фото: коллаж «Блокнота»

Противоестественный раскол Индийского субконтинента, устроенный религиозными фанатиками и незадачливыми политиканами, продолжается, равно как раскол бенгальского народа, поделенного между Бангладеш и Индией. И тут Трамп ничего поделать не может. Что он способен предложить сторонам? То есть в Индии мы имеем по факту 101-е перемирие за время тлеющего 80 лет конфликта, четырежды заканчивавшегося войной, и приведшего к овладению ядерным оружием двумя новыми странами. Роль президента США тут околонулевая, и можно быть уверенным, что в ближайшие годы тут возникнут еще очаги напряженности, которые, впрочем, ни во что серьезное не перейдут, как не перешли в и этот раз. Пакистан и Индия – это не Украина и Россия. Тут совсем иная ситуация, и нет ничего общего.

Другой, уже летний конфликт этого года, в котором поучаствовал Трамп, это перестрелки на границе Таиланда и Камбоджи. Тоже – конфликт давний, вялотекущий, не зависящий от того, кто находится у власти в Пномпене и Бангкоке. Он начался еще до того как в Камбоджу пришли французы. Хотя казалось бы – две буддистских страны, должны думать о нирване, и спокойствии в монастырях. Но нет, никакой буддизм не мешает им воевать и ссориться.

Но при этом в Бангкоке и в Пномпене прекрасно понимают, что переигрывать нельзя, что надо привлекать туристов, поэтому и воюют понарошку. Так что и в этом случае роль «миротворца» Трампа – чисто пиаровская. Таиланд и Камбоджа успокоились бы и без него. Похоже на ситуацию Россия-Украина? Как по мне, то нет.

Фото: коллаж «Блокнота»

Третий, более сложный случай этого лета – нападение Израиля на Иран, и последовавшая затем 12-дневная война. Тут Трамп сперва подыграл одной стороне, а именно Тель-Авиву, нанеся в итоге удар своими бомбардировщиками по ядерным объектам Ирана – с неизвестным результатом, а после предложил замирение.

Ирано-израильская война завершилась быстро, поскольку Тегеран осознал свою острую уязвимость перед лицом подавляющего превосходства Израиля в авиации, и его способности преодолевать хилую иранскую ПВО, а Тель-Авив понял, что все иранские ракеты и беспилотники он сбивать не в состоянии, и с каждым днем число жертв и разрушений в Израиле будет расти. Так что Трамп тут тоже был ни при чем. Тут ситуация, кстати, больше похоже на ситуацию России и Украины – мы их давим с воздуха, но недостаточно сильно, а они отвечают пусть слабо, но стабильно и неуклонно. Но во всем остальном различие очевидно, начиная с того, что персы и евреи сухопутной войны между собою не вели, и общей границы не имеют.

Самое свежее, в августе, подписание декларации о мирных намерениях в Вашингтоне между Арменией и Азербайджаном. Это не мир, а именно декларация о намерениях. Таковые делались ранее уже неоднократно, и в Москве, и в Брюсселе. Просто в данном случае комедианты заехали в Белый дом, чтобы в присутствии Трампа повторить общие слова, бесконечно ими повторяемые. И Пашинян и Алиев имели свои резоны, впрочем, схожие – показать, что они вырываются из-под опеки Москвы, и что они теперь имеют патрона в Вашингтоне.

Мир на границе между ними уже два года безо всякого Трампа. Ереван признал давно окончательный крах своих мечтаний о «независимом Арцахе», не говоря уже о его присоединении к Армении. Пашинян откровенно капитулировал и отрекся от тех идей и обещаний, с которыми пришел к власти. Из националиста он быстро превратился в пацифиста-пораженца, но народ его поддержал, ибо Пашинян предложил сладкую морковку – интеграцию с Западом взамен России. Алиев со своей стороны ведет игру более сложную и менее понятную. Но в ее основе те же побудительные мотивы – дальнейший отход от Москвы, что Запад всячески приветствует.

Отношения Москвы и Баку ухудшаются с каждым днем. Коллаж «Блокнота»

Трампу по большому счету оба малоинтересны, они для него политические карлики, но если есть возможность засветиться как миротворец – почему бы и нет? Тем более, что они послушно предлагают вручить ему Нобелевскую премию мира.

Карабахский конфликт, кстати, более всего напоминает конфликт Киева и Москвы, ибо вовлекает в себя непосредственных соседей, и основан на исторической памяти и вопросах идентичности. И какой урок мы можем из него извлечь? А такой, что мир наступил только после безусловной военной победы одной из сторон.

Сейчас Украина и Россия находятся в военном плане в состоянии относительного равновесия. Кто бы чего бы не говорил, но уже три года линия фронта почти не меняется. Продвижение российских войск на очень узких участках фронта составляет за три года 30-40 км. На большой карте оно и не заметно. При этом Украина остается в состоянии предпринимать свои наступления – как в случае Курска, она ведет уверенно воздушную войну, отправляя ежедневно вглубь России десятки и сотни беспилотников, она активно продолжает диверсионную войну, и взрывая, и убивая наших генералов. Ей помогает Запад на сотни миллиардов долларов. Признаков ее скорого поражения, объективно говоря, незаметно.

Поэтому — с чего бы прекращаться войне?