Алекс Карера (Alex Carera) — известный спортивный агент в мире велоспорта, представляющий агентство A&J All Sports и специализирующийся на сопровождении талантливых велогонщиков. Он работал с такими легендами, как Крис Фрум и Винченцо Нибали, а сейчас представляет в том числе интересы четырёхкратного победителя Тур де Франс Тадея Погачара. В беседе с итальянским изданием Bici.Pro Алекс Карера рассказал, в каком направлении развивается трансферный рынок, насколько важны очки гонщика и как команды выбирают, кого подписать.
Алекс Карера: «За последние 4 – 5 лет велотрансферный рынок сильно изменился, особенно после ковида. Раньше переговоры о специалистах классических однодневных гонок начинали во время бельгийских классик, а о контрактах горняков — на Джиро д’Италия или в дни отдыха на Тур де Франс. Сейчас всё иначе.
Команды работают заранее, планируют будущее, чтобы подписать лучших гонщиков, поэтому разговоры идут уже с января. Конечно, по правилам UCI объявления можно делать только после 1 августа, но переговоры ведутся намного раньше.
Ещё один важный аспект — команды теперь не ждут окончания контракта с перспективными молодыми гонщиками. Они начинают планировать продление за год. Например, после Джиро уже начали обсуждать будущее Джулио Пеллиццари (Giulio Pellizzari), у которого контракт с Red Bull-Bora hansgrohe до конца 2027 года.
Это логично, потому что никто не может позволить себе ждать до конца контракта. Если сильный гонщик становится свободным агентом 31 декабря 2026-го, ты не можешь тянуть — к октябрю 2025-го его уже перехватит другая команда. Поэтому контракты продлевают заранее.
Команды включают отступные, особенно после истории с Кианом Эйтдебруксом и Максимом Ван Гильсом. Бельгийский закон позволяет разорвать контракт даже без отступных, и он имеет приоритет над правилами UCI. Поэтому команды страхуются, как и мы, агенты, добавляя пункты, защищающие молодых спортсменов. Речь не только о бонусах, но и о пересмотре контракта в зависимости от результатов.
При переходе гонщика очки остаются у прежней команды. Те, что набраны до 31 июля, принадлежат ей. После перехода очки идут в зачет новой команды. Пример — Альберто Беттиоль в 2024-м свои очки оставил EF Education-EasyPost.
Для топов очки — не главное. Им важны победы и подиумы. Они и так в надежных командах Мирового тура. Но для остальных, сильных, но не победителей, очки критичны. Команды вроде Cofidis, PicNic-PostNL, Intermarché-Wanty, Arkéa-B&B Hotels и Jayco-AlUla оценивают гонщиков именно по этому параметру, ведь идет борьба за место в Мировом туре.
Специалисты однодневок дают много очков, даже если гонщик не побеждает, а просто стабильно финиширует в топе. Такой спортсмен может быть между 30-м и 60-м местами в рейтинге UCI.
Скажем, Харольд Мартин Лопес (XDS-Astana) взял четыре подряд топ-3 на малоизвестных многодневках и набрал много очков. Или уругваец Гильермо Томас Сильва — малоизвестен, но очень результативен в плане очков.
Молодежь обычно приходит из развивающих Devo-команд, а там трансферы объявляют раньше. Достаточно посмотреть на топ-10 Giro Next Gen до предпоследнего этапа — у всех уже есть контракт с командой Мирового тура или ожидается в скором будущем.
С 1 августа будут активны команды, рискуюшие потерять лицензию Мирового тура. Например, PicNic (после ухода Романа Барде), Intermarché и Cofidis должны спасать положение. Им нужен тот, кто с августа по октябрь принесет 300-400 очков. В конце года это может решить судьбу лицензии.
Ожидаю серьезные подписания от Ineos Grenadiers, но зимой, не с августа. Ineos нужно усиление. Это крупная команда, но с пробелами. Думаю, они, наконец, вложатся в молодежь, ведь у них нет настоящей Devo-команды».