Власти стараются придумать методы борьбы частными извозчиками Алтайском крае

0
6

Около 30-40 % от общей доли регионального рынка автомобильных пассажирских перевозок занимают нелегалы, которые работают без лицензии и какой-либо регуляции со стороны государства в части безопасности и качества. Такие данные были озвучены на заседании краевой комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в стенах мэрии Барнаула. Власти пытаются бороться с нелегальными перевозчиками, но сегодня это приходится делать обходными путями, поскольку закона, регулирующего деятельность таких онлайн-сервисов как BlaBlaCar, пока нет.

Начальник управления ГИБДД ГУ МВД по Алтайскому краю Владислав Перцев сообщил, что одной из приоритетных задач полиции является контроль за соблюдением требований законодательства при автомобильных перевозках пассажиров.  Правоохранители проводят регулярные рейды два раза в месяц. За этот год было выявлено четыре факта предпринимательства в сфере транспорта без соответствующей лицензии. Однако, по словам Перцева, пресечение нелегальной деятельности в сфере перевозок пассажиров, в том числе в такси, остается проблемой.

Он рассказал, что существует схема, когда фирма организует диспетчерский пункт и нанимает водителей со своими машинами, потому как собственного автопарка не имеет. При этом у таких компаний нет лицензии, они не контролируют извозчиков, в том числе наличие у них прав, состояние их здоровья и автомобилей и т. д. Зачастую агрегация заказов в таких организациях проходит в другом регионе. Соответственно, гарантировать безопасность пассажира такой перевозчик не может. В связи с этим в 2019 году сотрудники краевой ГИБДД привлекли к административной ответственности около 100 водителей за управление автомобилем с незаконно установленным знаком «такси».  Также продолжается борьба с таксистами у вокзалов, в том числе и с помощью объявлений.

Владислав Перцев отметил, что необходимо внесение изменений в законодательство, которые бы повысили эффективность в борьбе с незаконной предпринимательской деятельностью в сфере транспорта, так как сейчас штраф для водителя без лицензии составляет от 500 до 2 тысяч рублей. «Сотрудники полиции не имеют права провоцировать водителей на такие нарушения, то есть специально подсаживать пассажиров, либо проводить контрольные или проверочные закупки», — посетовал начальник ГИБДД.

Между тем представитель некоммерческого партнерства «Автомобильные перевозчики Алтая» Николай Фролов привел данные, согласно которым легальный сектор межмуниципальных и межрегиональных автомобильных перевозок страдает от наличия частников. По его словам, около 30-40 % рынка занимают именно нелегальные перевозчики. Он рассказал, что на территории Алтайского края существует 52 межрегиональных маршрута и 214 межмуниципальных, а перевозками занимается 117 фирм. Со слов Фролова, средняя стоимость поездки на таких маршрутах составляет 450 рублей, а всего в этом году перевозчики заработали более 1,3 млрд рублей. Однако с учетом теневого сектора в 40 %, они теряют порядка 500 млн рублей. «Вы вдумайтесь, полмиллиарда легальные перевозчики теряют от нелегальных. Здесь же все: и обновление подвижного состава, и заработная плата, и много еще других вопросов. Если бы они просто заплатили налог НДФЛ, то бюджет края бы получил около 60 млн рублей доходов. Я думаю, что контролирующие органы надо настроить на более серьезную борьбу с нелегальными перевозчиками», — обозначил проблему представитель партнерства, обращаясь к главе краевого Минтранса Александру Дементьеву.

Тот в свою очередь призвал муниципальные власти обратить внимание на эти проблемы. При этом Дементьев заметил, что доказать факт нелегальной работы перевозчика достаточно проблематично, поэтому решать эту проблему нужно совместными усилиями. «Да, мы можем говорить про теневую экономику и налоги, которые не поступили в бюджет, но самое главное, наверное, это безопасность [пассажиров]. Перевозка не застрахована, в случае чего, они страховку не получат. Сиюминутное желание получить выгоду, уехать, может, чуть дешевле и удобнее приводит к тому, что при возможности ДТП люди не защищены», — сказал министр.

В продолжение темы также была поднята проблема онлайн-агрегаторов вроде BlaBlaCar. Этот сервис помогает водителям искать попутчиков и немного на этом зарабатывать, если в салоне есть свободные места. Однако на совещании было отмечено, что некоторые используют его исключительно в коммерческих целях, что по мнению властей, является проблемой, потому как такие перевозчики опять же не имеют никаких гарантий и лицензий. Эту тему уже давно поднимают и на федеральном уровне и предлагают законодательно ее урегулировать, но соответствующий законопроект пока принят не был. На заседании комиссии по БДД присутствующим было предложено решить вопрос с такими сервисами. В том числе призыв прозвучал в адрес краевого Министерства цифрового развития и связи Алтайского края. Однако глава ведомства Евгений Зрюмов никаких предложений не озвучил, впрочем, как и другие присутствовавшие.

Тогда Александр Дементьев предложил разрешить ситуацию традиционно. «Я считаю, что мы должны совместно в рамках информирования населения говорить о том, что сиюминутная выгода, с учетом дорожной ситуации, и проезд без страховки на нелегальном транспорте может привести к плачевным последствиям. Тут и СМИ должны быть включены и какое-то информационное сообщество: через Интернет или соцсети. Нужно переходить к более цивилизованному передвижению», — сказал глава Минтранса.

Таким образом, можно сделать вывод, что пока власти проигрывают борьбу с нелегалами. При этом любопытно, что в рамках обсуждения этой проблемы никто не попытался разобраться, почему именно пассажиры выбирают таких перевозчиков на свой страх и риск. Не исключено, что она кроется в качестве предоставляемых услуг и ценах. Вероятно, что если бы профильные ведомства исследовали ситуацию с этой точки зрения, то и методы борьбы могли бы быть более действенными и решали проблему в корне, а не ее последствия. Впрочем, несмотря на то, что на заседании нелегальным перевозчикам уделили много внимания, новых способов по разрешению вопроса предложено не было. 

Также на заседании комиссии обсуждалась организация работ по уборке улиц от снега. В этой части в Алтайском  крае тоже не все так гладко. Оказалось, что в Барнауле не хватает спецтехники. Об этом рассказал председатель комитета по дорожному хозяйству Антон Шеломенцев. На данный момент в краевом центре есть 251 единица снегоуборочной техники, но в среднем должно быть около 300. Этот дефицит восполняется за счет привлечения частных предприятий. При этом ежегодно на приобретение таких машин направляется около 40-50 млн рублей, что позволяет приобрести около 10 единиц. Между тем в Камне-на-Оби такая техника вовсе отсутствует. Об этом прямо сказала глава района Евгения Гордиенко по видеосвязи, отвечая на вопрос главы Минтранса. В связи с этим очищение дорог проводят подрядные организации по муниципальному контракту. По словам главы муниципалитета на это в бюджете нет денег, и вполне вероятно, что они не появятся и в следующем. Александр Дементьев никак не стал это комментировать.